Силламяе православная церковь

понедельник, 23 марта 2009 г.

sillamae oigeuse kirik album | Nterent | Fotki.com

sillamae oigeuse kirik album Nterent Fotki.com

ЕСТЬ ИДЕЯ
Есть у настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери, члена Синода русской православной церкви в Эсто­нии протоиерея Николая Терентьева идея создать памятник-часовню на месте быв­шего храма. Как свидетельствуют истори­ческие хроники, его здание находилось на участке земли вдоль бывшей почтовой дороги из Ревеля в Петербург, примерно в 10 метрах от нее. История храма описана в материалах, хранящихся в документах православной церкви, есть некоторые данные и в городском музее, и у главного архитектора города. Вкратце эта история такова. В 19-м веке Силламяги и их окрестности были излюбленным местом отдыха ученых, художников, артистов и музыкантов. В летнее время число жителей здесь возраста­ло с 40 человек до 400. Это были в основном дачники из Петербурга, люди состоятель­ные, многие из них имели дачи на берегу Финского залива. Для удовлетворения духовных и религиозных потребностей при­езжающей из Петербурга публики, а также для возможности через церковные струк­туры вершить дела милосердные и помогать людям был объявлен сбор пожертвований на строительство православного храма в местечке Каннука. Сбор средств проводился в течение двух лет. Был создан попечитель­ский совет, в состав которого входили именитые дачники. 2 октября 1897 года ведомство православ­ного исповедания Рижской духовной конси­стории передало на рассмотрение в строи­тельное отделение Эстляндского губернско­го правления проект каменной церкви на 150 человек. Плановое решение, предложенное в проекте церкви, повторяло многие опробо­ванные во второй половине 19-го века типы деревенских построек. Однако здесь, в Силламяэ, пожалуй, единственный раз встречаются совмещения храмов лютеран­ского (продолговатого) и православного (со своеобразной ступенчато-луковичной коло­кольней). 9 октября 1897 года строительное отделение Эстляндского губернского прав­ления рассмотрело представленный проект и нашло, что он составлен по всем правилам строительного искусства. В тот же день на проекте петербургского гражданского ин­женера А.К.Монтаги была наложена резо­люция губернатора Эстляндии. Построенная по проекту Монтаги церковь была освящена 12 июля 1898 года. При храме был приют для детей-сирот, а также работный дом для обеспечения потребностей населения в швейных изделиях. Настоятелями храма в разное время были иерей Алексей Белавин (с 1898-го по 1917-й годы), Григорий Горский (с 1917-го по 1920-й), иерей Алексей Тихомиров (с 1920-го по 1937-й), протоиерей Евгений Яхонтов (с 1937-го по 1941-й). Также с 1912 года в течение пяти лет усердно нес службу в храме в летний период и являлся членом его попечительского совета Иоан Кочуров, при­численный в 1993 году к лику святых. Во время Второй мировой войны церковь была полностью разрушена. Почти через полвека, в 1990 году, в Силламяэ была зарегистрирована деятель­ность православной церкви Казанской иконы Божией Матери, настоятелем которой был назначен протоиерей Александр Пид-высоцкий. Прихожане получили небольшой одноэтажный финский домик на улице Речной, на берегу реки Сытке. Разобрали внутренние перегородки домика, отгородили алтарь, установили купол с крестом. 29
марта 1990 года патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй издал указ об открытии православного прихода в Сил­ламяэ, и уже 4 апреля этого же года храм был освящен. Патриарх посетил его 17 апреля. Основательно реконструкция церкви началась в июне 1993 года. В 1994 году в пользование церкви был передан детский сад N1, который располагался рядом с храмом, с прилегающим к нему земельным участком, что. безусловно, стало весьма полезно и удобно для прихода: образовалась своя особая территория православной церкви Казанской иконы Божией Матери. В июле 1995.года было завершено строитель­ство колокольни, была установлена крыша с куполом и крестом, и церковь получила тра­диционный для православного храма облик. Как выглядит храм и прилегающая к нему территория сегодня, думаю, читателям рас­сказывать не надо: стараниями протоиерея Николая Терентьева, который служит настоятелем храма с 1999 года, и прихожан все здесь обустроено с любовью и со вкусом. Но отцу Николаю очень хочется оградить от бизнес-строительства то место, где когда-то был прежний православный храм. Со своей идеей соорудить на месте его памятник-часовню он обратился в местное самоуправление. В письме священнослужи­тель пишет: «По канонам христианства место, отведенное под храм, считается неприкосновенным, так как оно освящено молитвами наших предков и охраняется ангелом - предстателем города». Прото­иерей Николай Терентьев просит помощи у власти в выполнении детальной планировки этого участка территории. Местное само­управление не отмахивается от идеи настоя­теля церкви и, более того, поддерживает ее. Об этом свидетельствует ответ на письмо Николая Терентьева из горуправы за подписью мэра Елены Коршуновой. «По­нимаем Вашу озабоченность и искренне поддерживаем Вашу инициативу в благом деле. Городское Управление знакомо с суще­ствующим положением дел. К настоящему времени сделаны определенные шаги по сохранению земельного участка на месте разрушенного храма. Так, начиная с 90-х годов прошлого века вышеназванное место постоянно обозначается в планировочных документах и детальных планировках города.
В общей планировке города Силламяэ - главном стратегическом и пла­нировочном документе - также отмечен участок с разрушенным фундаментом здания храма православной церкви. В соот­ветствии с законом о планировании для получения права на застройку и осуществле­ния строительства памятника-часовни нео­бходимо инициировать и выполнить де­тальную планировку. Она определяет право на строительство, месторасположение и необходнлгую для обслуживания площадь земельного участка. Но на данный момент, к сожалению, удовлетворение ходатайства и инициирование детальной планировки не представляется возможным по причине того, что в настоящее время осуществляется пла­нирование и проектирование Таллиннского шоссе, в ходе которого выяснится величина полосы запрета на строительство» -говорится в ответе. Однако горуправление намерено после того, как будут решены все вопросы с Таллиннским шоссе, выполнить детальную планировку территории между жилым районом и Таллиннским шоссе и выражает надежду все-таки на возможное сохранение и дальнейшее использование участка зоны на месте разрушенного храма для создания там памятника-часовни. Идею сооружения часовни или хотя бы памятного знака на территории бывшего храма Николай Терентьев обсуждал и с неко­торыми предпринимателями, чтобы в случае положительного решения вопроса о зе­мельном участке заручиться их поддержкой. Вроде, говорит он, люди относятся с пони­манием к этой идее. Так что,, возможно, когда-то в нашем городе может появиться и такой памятник, который может стать частью народной культуры. Ставят часовни-памятники защитникам отечества, погиб­шим на полях сражений, людям, достойным светлой памяти потомков, а также посвящен­ные событиям местной жизни. Часовня в Силламяэ, считает Николай Терентьев, могла бы быть посвящена истории нашего города, всем людям, которые достойно пи­сали его летопись благими делами. Быть или не быть часовне-памятнику - в решении этого вопроса, как видим, далеко не все зависит от местной власти и от право­славного прихода, но идея, согласитесь, в целом хорошая. Лидия ТОЛМАЧЕВА

1 комментарий:

  1. Силламяе/ правильная транскрипция названия - Силламяэ...

    ОтветитьУдалить