Силламяе православная церковь
понедельник, 23 марта 2009 г.
sillamae oigeuse kirik album | Nterent | Fotki.com
sillamae oigeuse kirik album Nterent Fotki.com
ЕСТЬ ИДЕЯ
Есть у настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери, члена Синода русской православной церкви в Эстонии протоиерея Николая Терентьева идея создать памятник-часовню на месте бывшего храма. Как свидетельствуют исторические хроники, его здание находилось на участке земли вдоль бывшей почтовой дороги из Ревеля в Петербург, примерно в 10 метрах от нее. История храма описана в материалах, хранящихся в документах православной церкви, есть некоторые данные и в городском музее, и у главного архитектора города. Вкратце эта история такова. В 19-м веке Силламяги и их окрестности были излюбленным местом отдыха ученых, художников, артистов и музыкантов. В летнее время число жителей здесь возрастало с 40 человек до 400. Это были в основном дачники из Петербурга, люди состоятельные, многие из них имели дачи на берегу Финского залива. Для удовлетворения духовных и религиозных потребностей приезжающей из Петербурга публики, а также для возможности через церковные структуры вершить дела милосердные и помогать людям был объявлен сбор пожертвований на строительство православного храма в местечке Каннука. Сбор средств проводился в течение двух лет. Был создан попечительский совет, в состав которого входили именитые дачники. 2 октября 1897 года ведомство православного исповедания Рижской духовной консистории передало на рассмотрение в строительное отделение Эстляндского губернского правления проект каменной церкви на 150 человек. Плановое решение, предложенное в проекте церкви, повторяло многие опробованные во второй половине 19-го века типы деревенских построек. Однако здесь, в Силламяэ, пожалуй, единственный раз встречаются совмещения храмов лютеранского (продолговатого) и православного (со своеобразной ступенчато-луковичной колокольней). 9 октября 1897 года строительное отделение Эстляндского губернского правления рассмотрело представленный проект и нашло, что он составлен по всем правилам строительного искусства. В тот же день на проекте петербургского гражданского инженера А.К.Монтаги была наложена резолюция губернатора Эстляндии. Построенная по проекту Монтаги церковь была освящена 12 июля 1898 года. При храме был приют для детей-сирот, а также работный дом для обеспечения потребностей населения в швейных изделиях. Настоятелями храма в разное время были иерей Алексей Белавин (с 1898-го по 1917-й годы), Григорий Горский (с 1917-го по 1920-й), иерей Алексей Тихомиров (с 1920-го по 1937-й), протоиерей Евгений Яхонтов (с 1937-го по 1941-й). Также с 1912 года в течение пяти лет усердно нес службу в храме в летний период и являлся членом его попечительского совета Иоан Кочуров, причисленный в 1993 году к лику святых. Во время Второй мировой войны церковь была полностью разрушена. Почти через полвека, в 1990 году, в Силламяэ была зарегистрирована деятельность православной церкви Казанской иконы Божией Матери, настоятелем которой был назначен протоиерей Александр Пид-высоцкий. Прихожане получили небольшой одноэтажный финский домик на улице Речной, на берегу реки Сытке. Разобрали внутренние перегородки домика, отгородили алтарь, установили купол с крестом. 29
марта 1990 года патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй издал указ об открытии православного прихода в Силламяэ, и уже 4 апреля этого же года храм был освящен. Патриарх посетил его 17 апреля. Основательно реконструкция церкви началась в июне 1993 года. В 1994 году в пользование церкви был передан детский сад N1, который располагался рядом с храмом, с прилегающим к нему земельным участком, что. безусловно, стало весьма полезно и удобно для прихода: образовалась своя особая территория православной церкви Казанской иконы Божией Матери. В июле 1995.года было завершено строительство колокольни, была установлена крыша с куполом и крестом, и церковь получила традиционный для православного храма облик. Как выглядит храм и прилегающая к нему территория сегодня, думаю, читателям рассказывать не надо: стараниями протоиерея Николая Терентьева, который служит настоятелем храма с 1999 года, и прихожан все здесь обустроено с любовью и со вкусом. Но отцу Николаю очень хочется оградить от бизнес-строительства то место, где когда-то был прежний православный храм. Со своей идеей соорудить на месте его памятник-часовню он обратился в местное самоуправление. В письме священнослужитель пишет: «По канонам христианства место, отведенное под храм, считается неприкосновенным, так как оно освящено молитвами наших предков и охраняется ангелом - предстателем города». Протоиерей Николай Терентьев просит помощи у власти в выполнении детальной планировки этого участка территории. Местное самоуправление не отмахивается от идеи настоятеля церкви и, более того, поддерживает ее. Об этом свидетельствует ответ на письмо Николая Терентьева из горуправы за подписью мэра Елены Коршуновой. «Понимаем Вашу озабоченность и искренне поддерживаем Вашу инициативу в благом деле. Городское Управление знакомо с существующим положением дел. К настоящему времени сделаны определенные шаги по сохранению земельного участка на месте разрушенного храма. Так, начиная с 90-х годов прошлого века вышеназванное место постоянно обозначается в планировочных документах и детальных планировках города.
В общей планировке города Силламяэ - главном стратегическом и планировочном документе - также отмечен участок с разрушенным фундаментом здания храма православной церкви. В соответствии с законом о планировании для получения права на застройку и осуществления строительства памятника-часовни необходимо инициировать и выполнить детальную планировку. Она определяет право на строительство, месторасположение и необходнлгую для обслуживания площадь земельного участка. Но на данный момент, к сожалению, удовлетворение ходатайства и инициирование детальной планировки не представляется возможным по причине того, что в настоящее время осуществляется планирование и проектирование Таллиннского шоссе, в ходе которого выяснится величина полосы запрета на строительство» -говорится в ответе. Однако горуправление намерено после того, как будут решены все вопросы с Таллиннским шоссе, выполнить детальную планировку территории между жилым районом и Таллиннским шоссе и выражает надежду все-таки на возможное сохранение и дальнейшее использование участка зоны на месте разрушенного храма для создания там памятника-часовни. Идею сооружения часовни или хотя бы памятного знака на территории бывшего храма Николай Терентьев обсуждал и с некоторыми предпринимателями, чтобы в случае положительного решения вопроса о земельном участке заручиться их поддержкой. Вроде, говорит он, люди относятся с пониманием к этой идее. Так что,, возможно, когда-то в нашем городе может появиться и такой памятник, который может стать частью народной культуры. Ставят часовни-памятники защитникам отечества, погибшим на полях сражений, людям, достойным светлой памяти потомков, а также посвященные событиям местной жизни. Часовня в Силламяэ, считает Николай Терентьев, могла бы быть посвящена истории нашего города, всем людям, которые достойно писали его летопись благими делами. Быть или не быть часовне-памятнику - в решении этого вопроса, как видим, далеко не все зависит от местной власти и от православного прихода, но идея, согласитесь, в целом хорошая. Лидия ТОЛМАЧЕВА
ЕСТЬ ИДЕЯ
Есть у настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери, члена Синода русской православной церкви в Эстонии протоиерея Николая Терентьева идея создать памятник-часовню на месте бывшего храма. Как свидетельствуют исторические хроники, его здание находилось на участке земли вдоль бывшей почтовой дороги из Ревеля в Петербург, примерно в 10 метрах от нее. История храма описана в материалах, хранящихся в документах православной церкви, есть некоторые данные и в городском музее, и у главного архитектора города. Вкратце эта история такова. В 19-м веке Силламяги и их окрестности были излюбленным местом отдыха ученых, художников, артистов и музыкантов. В летнее время число жителей здесь возрастало с 40 человек до 400. Это были в основном дачники из Петербурга, люди состоятельные, многие из них имели дачи на берегу Финского залива. Для удовлетворения духовных и религиозных потребностей приезжающей из Петербурга публики, а также для возможности через церковные структуры вершить дела милосердные и помогать людям был объявлен сбор пожертвований на строительство православного храма в местечке Каннука. Сбор средств проводился в течение двух лет. Был создан попечительский совет, в состав которого входили именитые дачники. 2 октября 1897 года ведомство православного исповедания Рижской духовной консистории передало на рассмотрение в строительное отделение Эстляндского губернского правления проект каменной церкви на 150 человек. Плановое решение, предложенное в проекте церкви, повторяло многие опробованные во второй половине 19-го века типы деревенских построек. Однако здесь, в Силламяэ, пожалуй, единственный раз встречаются совмещения храмов лютеранского (продолговатого) и православного (со своеобразной ступенчато-луковичной колокольней). 9 октября 1897 года строительное отделение Эстляндского губернского правления рассмотрело представленный проект и нашло, что он составлен по всем правилам строительного искусства. В тот же день на проекте петербургского гражданского инженера А.К.Монтаги была наложена резолюция губернатора Эстляндии. Построенная по проекту Монтаги церковь была освящена 12 июля 1898 года. При храме был приют для детей-сирот, а также работный дом для обеспечения потребностей населения в швейных изделиях. Настоятелями храма в разное время были иерей Алексей Белавин (с 1898-го по 1917-й годы), Григорий Горский (с 1917-го по 1920-й), иерей Алексей Тихомиров (с 1920-го по 1937-й), протоиерей Евгений Яхонтов (с 1937-го по 1941-й). Также с 1912 года в течение пяти лет усердно нес службу в храме в летний период и являлся членом его попечительского совета Иоан Кочуров, причисленный в 1993 году к лику святых. Во время Второй мировой войны церковь была полностью разрушена. Почти через полвека, в 1990 году, в Силламяэ была зарегистрирована деятельность православной церкви Казанской иконы Божией Матери, настоятелем которой был назначен протоиерей Александр Пид-высоцкий. Прихожане получили небольшой одноэтажный финский домик на улице Речной, на берегу реки Сытке. Разобрали внутренние перегородки домика, отгородили алтарь, установили купол с крестом. 29
марта 1990 года патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй издал указ об открытии православного прихода в Силламяэ, и уже 4 апреля этого же года храм был освящен. Патриарх посетил его 17 апреля. Основательно реконструкция церкви началась в июне 1993 года. В 1994 году в пользование церкви был передан детский сад N1, который располагался рядом с храмом, с прилегающим к нему земельным участком, что. безусловно, стало весьма полезно и удобно для прихода: образовалась своя особая территория православной церкви Казанской иконы Божией Матери. В июле 1995.года было завершено строительство колокольни, была установлена крыша с куполом и крестом, и церковь получила традиционный для православного храма облик. Как выглядит храм и прилегающая к нему территория сегодня, думаю, читателям рассказывать не надо: стараниями протоиерея Николая Терентьева, который служит настоятелем храма с 1999 года, и прихожан все здесь обустроено с любовью и со вкусом. Но отцу Николаю очень хочется оградить от бизнес-строительства то место, где когда-то был прежний православный храм. Со своей идеей соорудить на месте его памятник-часовню он обратился в местное самоуправление. В письме священнослужитель пишет: «По канонам христианства место, отведенное под храм, считается неприкосновенным, так как оно освящено молитвами наших предков и охраняется ангелом - предстателем города». Протоиерей Николай Терентьев просит помощи у власти в выполнении детальной планировки этого участка территории. Местное самоуправление не отмахивается от идеи настоятеля церкви и, более того, поддерживает ее. Об этом свидетельствует ответ на письмо Николая Терентьева из горуправы за подписью мэра Елены Коршуновой. «Понимаем Вашу озабоченность и искренне поддерживаем Вашу инициативу в благом деле. Городское Управление знакомо с существующим положением дел. К настоящему времени сделаны определенные шаги по сохранению земельного участка на месте разрушенного храма. Так, начиная с 90-х годов прошлого века вышеназванное место постоянно обозначается в планировочных документах и детальных планировках города.
В общей планировке города Силламяэ - главном стратегическом и планировочном документе - также отмечен участок с разрушенным фундаментом здания храма православной церкви. В соответствии с законом о планировании для получения права на застройку и осуществления строительства памятника-часовни необходимо инициировать и выполнить детальную планировку. Она определяет право на строительство, месторасположение и необходнлгую для обслуживания площадь земельного участка. Но на данный момент, к сожалению, удовлетворение ходатайства и инициирование детальной планировки не представляется возможным по причине того, что в настоящее время осуществляется планирование и проектирование Таллиннского шоссе, в ходе которого выяснится величина полосы запрета на строительство» -говорится в ответе. Однако горуправление намерено после того, как будут решены все вопросы с Таллиннским шоссе, выполнить детальную планировку территории между жилым районом и Таллиннским шоссе и выражает надежду все-таки на возможное сохранение и дальнейшее использование участка зоны на месте разрушенного храма для создания там памятника-часовни. Идею сооружения часовни или хотя бы памятного знака на территории бывшего храма Николай Терентьев обсуждал и с некоторыми предпринимателями, чтобы в случае положительного решения вопроса о земельном участке заручиться их поддержкой. Вроде, говорит он, люди относятся с пониманием к этой идее. Так что,, возможно, когда-то в нашем городе может появиться и такой памятник, который может стать частью народной культуры. Ставят часовни-памятники защитникам отечества, погибшим на полях сражений, людям, достойным светлой памяти потомков, а также посвященные событиям местной жизни. Часовня в Силламяэ, считает Николай Терентьев, могла бы быть посвящена истории нашего города, всем людям, которые достойно писали его летопись благими делами. Быть или не быть часовне-памятнику - в решении этого вопроса, как видим, далеко не все зависит от местной власти и от православного прихода, но идея, согласитесь, в целом хорошая. Лидия ТОЛМАЧЕВА
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Силламяе/ правильная транскрипция названия - Силламяэ...
ОтветитьУдалить